Георгиевский храм слободы Юрасовки 3.
21.05.2024, 13:19

   В 80-х годах 19 века церковным сторожем состоял Фома Степанович Ткачев.

   В декабре 1888г. в Караяшнике проходило грандиозное мероприятие – празднование пятидесятилетия служения Иоанна Самбикина – отца архиепископа Димитрия. Еще до строительства Митрофановского храма в Караяшнике, Иоанн Тимофеевич иногда проводил службы в Юрасовке.

   На торжество собрались многочисленные гости как духовного, так и гражданского звания: тогда еще епископ Балтский Димитрий Самбикин, внуки Иоанна – студенты Киевской духовной академии И. Самбикин, А. и Н. Сердобольские, острогожский протоиерей Димитрий Склобовский, священник Острогожского собора П.В. Милютин, местный становой пристав Т.С. Халянин, священники и диаконы местных близлежащих слобод.

   Прямых указаний нет, но скорее всего, присутствовал здесь и юрасовский священник  с причтом. Ведь не мог же он пропустить такое событие. Если уж многие крестьяне Новокараяшника, Новохарьковки, Юрасовки, Копанной пришли, то священник обязательно должен был приехать.

   В ходе празднования было проведено несколько богослужений, звучали поздравительные речи в адрес юбиляра. После совершения всенощной  епископ Димитрий вышел для благословения народа. Затем он раздавал гостям: мужчинам металлические крестики, а женщинам металлические образки с изображением Богоматери на одной стороне, а на другой великомученицы Варвары, приобретенные в Киеве. Священникам же дарили фотокарточки Иоанна Самбикина в память о торжестве.(46)

   9 апреля 1890г. в священники Георгиевского храма определен диакон Крестовоздвиженской церкви сл. Россоши Николай Иванович Вележев.(47) Выпускник Воронежской духовной семинарии, член Православного Миссионерского общества Воронежской епархии. В 1899г. епископом Воронежским и Задонским Анастасием награжден набедренником.(48) С ним вместе служили: псаломщик Димитрий Болховитинов, который 31 октября 1892г. перевелся к Троицкой церкви сл. Карпенковой (49); псаломщик Кириллов Никанор (50), псаломщик Палладий Гришин. Кириллов служил еще в бытность батюшки Глаголева. У псаломщика была жена Анна и дочь Мария. Умер он 25 января 1902г. На его место был определен псаломщик Спасской при Тюремном замке церкви г. Воронежа Гришин 11 февраля 1902г.(51) 26 февраля 1903г. священник Вележев перемещен к Митрофановской церкви сл. Гончаровки (52), а 21 января 1917г. батюшка скончался.

   Преемником Вележева стал диакон Покровской церкви с. Дмитряшевки Землянского уезда Александр Михайлович Воробьевский. 11 марта 1903г. он был определен на священническое место в Юрасовку.(53) Александр Михайлович был сыном псаломщика с. Фоминой Негачевки Землянского уезда. В 1897г. окончил Воронежскую духовную семинарию, в один год с Дмитрием Григорьевичем Поповым – сыном юрасовского священника.(54) Возможно, они были даже знакомы друг с другом.

   В период пребывания в Юрасовке отца Александра, с ним служили псаломщиками несколько человек. В 1907г. Палладий Гришин переводится к Христорождественской церкви с. Солдатского на Котле Нижнедевицкого уезда, а на его место пришел псаломщик Александро-Невской церкви сл. Титаревой Богучарского уезда Георгий Салюбрицкий.(55) 25 января 1912г. Георгий перевелся к Георгиевской церкви сл. Красноселовки Богучарского уезда.(56) На его место 27 февраля 1912г. поставлен исполняющим должность псаломщика Николай Рудинский, который окончил лишь два класса семинарии. 4 апреля 1913г. он уже был утвержден в этой должности. Но уже 9 июля 1913г. по распоряжению епархиального начальства он был отрешен от занимаемого места и уволен за штат.(57) Новым исполняющим должность псаломщика стал уволенный из 1 класса семинарии Владимир Михайлов 8 сентября 1913г., а определен в должности он был лишь в сентябре 1915г.(58) По всей видимости диаконское место длительное время пустовало.

   Александр Воробьевский был награжден архиепископом Воронежским и Задонским Анастасием набедренником 5 апреля 1910г.(59) и архиепископом Тихоном скуфьею 8 марта 1915г.(60) В 1916г. он был председателем Юрасовского общества потребителей.(61) И, пожалуй, это одно из последних упоминаний о нем в Юрасовке, которые пока удалось обнаружить. Еще известно, что в промежуток времени с конца 20-х – до 1935г. он служил в молитвенном доме с. Эртиль и был холост на тот момент.(62)

   В процессе поиска информации о юрасовских священниках все чаще задумывался о таком факте. Согласно существующей теории шести рукопожатий, любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых. Однажды мой дипломный руководитель Габелко Евгений Иванович, когда пожал мне руку, сказал, что я поздоровался через него, а он еще через одного человека, т.е. через два рукопожатия, с одним из белогвардейских генералов.

   А ведь процедура поставления в священники называется рукоположением. В момент службы епископ полагает руку на голову посвящаемого и читает тайносовершительную молитву. В этом и состоит апостольская преемственность. Все рукоположенные священнослужители рукополагаются епископами, которые были рукоположены другими епископами, обращаясь к епископам, рукоположенным апостолами, которых рукоположил сам Христос. И эта цепочка не прерывается в течении столетий. Как то раз, было это в августе 2013г., если мне не изменяет память, я удостоился благословения воронежского митрополита Сергия и он возложил мне на голову руку. И этот момент особенно дорог для меня, когда я вспоминаю об апостольской преемственности. Но это так, лирическое отступление.

   “Священник есть посланник Божий, вестник Его Святой воли, руководитель людей в любви к Богу и ближним и, следовательно, умиротворитель вражды всякого рода. Все силы души его всецело должны быть посвящены тому, чтобы между людьми был полный мир, согласие и братская любовь; любовь же между им самим и теми, которых он руководит к любви, тем более, должна быть самая бескорыстная, безупречная, чистая и полная. Словом: пастырь и пасомые должны быть взаимно любящие друг друга, отец и дети. Всякая радость и горе пасомого должны быть также близки сердцу пастыря, как близки и отцу радость и горе детей его.

 Родился новый член семейства, - священник чрез таинства крещения и миропомазания освящает его и радуется, вместе с родителями и восприемниками, и как новому члену семейства, и как новому члену Христовой церкви.

   Прихожанин благодарит Господа за ниспосланную ему особенную Его милость, - священник совершает благодарственное молитвословие и, вместе с духовным сыном своим, благодарит Господа за ниспосланную милость Его и сорадуется радости сыновней.

   Пасомый восчувствовал свое греховное состояние и желает излить свою душу пред Богом и духовным отцом своим, - пастырь приемлет  его исповедь, утешает, вразумляет и именем Божиим объявляет ему прощение его согрешений и преподает ему Тело и Кровь Господню.

   Прихожане желают вступить в брак, - священник вводит их во храм Господень, молится вместе с ними и освящает этот союз.

   Постигло народное бедствие, - засуха, и грозит общим голодом, - священник молится, вместе с духовными детьми своими, об отвращении этой страшной смерти.

   Человек чувствует себя тяжко больным, - священник помазует его освященным елеем и, вместе с домашними и ближними, молится об исцелении его от болезни и прощении его согрешений.

   Пасомый чувствует приближение смерти, - и пастырь напутствует его в жизнь вечную надеждой на милосердие Божие и преподает ему Тело и Кровь Господню, дарующую живот вечный.

   Болевший помирает, - священник сопровождает прах его в храм Господень и молится, вместе с его родными и ближними, об упокоении души его…

   Словом: священник есть постоянный и неразлучный спутник пасомых им христиан со дня рождения их до могилы, и молитвенник о них по смерти. Вся жизнь его всецело должна быть посвящена пастве. И – святая, богоугодная жизнь прихожан, и сыновнее доверие, преданность и любовь к нему паствы должны быть ему наградой”.(63)

   Помимо своих непосредственных обязанностей, юрасовские священники занимались обучением детей закону Божию в школе. За это им доплачивалось от Министерства народного просвещения от 72 до 100 рублей в год.

   Законоучитель в светскую школу назначался из местных приходских священников, диаконов и псаломщиков. Священник преподавал в школе закон Божий, в начале и в конце учебного года служил молебствие в училище, назначал время для говения учеников во время Великого поста, определял специальное место в храме для учащихся во время богослужения. В воскресные и праздничные дни, перед богослужением, законоучитель на уроке или после уроков объяснял ребятишкам значение праздника и читал Евангелие на церковнославянском и русском языках. Также священник должен был приучать учеников к чтению и пению в храме. Обычно перед началом каждого урока читалась общая молитва. В классной комнате имелись наглядные пособия: картины по закону Божию: двунадесятые праздники, картины по богослужению, карта Палестины; кроме того должны быть: икона престольного праздника данного селения, лампада.

   В 1884г. в России были приняты “Правила о церковно-приходских школах”. Школы эти были выведены из подчинения училищных советов и, управление ими было передано духовному ведомству. Во многих селах одновременно существовали светские и церковно-приходские школы.

   Согласно этих правил “школы сии имеют целию утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания”.(64) И в этом их отличие от светских школ: большое внимание уделялось на религиозный аспект. “Приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении соделалось навыком и потребностию сердца учащихся”.(65) Цели и задачи церковных школ состоят в том, “чтобы простолюдин, прошедший школу, был хорошим христианином, честным гражданином, примерным супругом, добрым – любящим отцом семьи, полезным членом общества, верным сыном отечества и преданным слугою Государя”.(66)

   Исходя из поставленных задач перед церковно-приходскими школами, для их реализации требовались и соответствующие кадры. И тут на первое место выдвигается личность священника – законоучителя. Вся тяжесть и ответственность ложится на их плечи, т.к. непосредственное заведование школами возлагается на них. А отсюда расширяется круг их обязанностей: не только донести прихожанам слово Божие, но и решение таких насущных бытовых вопросов, как подыскание подходящего здания и средств к открытию и содержанию церковной школы.

   Священник выступает в роли духовно-нравственного наставника молодежи. “Ведь самым близким лицом, другом юношеской души и должен быть прежде других – законоучитель – как руководитель духовной жизни юношества. Ведь это лицо и приставлено к школе с тем, чтобы помимо теоритического преподавания закона Божия, быть стражем духовных интересов юношества, быть готовым в каждый момент оказать помощь мятущейся душе юноши; он должен знать настроение не только класса, но и каждого ученика, по крайней мере тех из них, которые склонны к повышенным переживаниям”.(67)

   Церковные школы подразделялись на: начальные (школы грамоты, церковно-приходские и воскресные) и учительские (второклассные и церковно-учительские).

   Церковно-приходские школы содержались за счет местных средств прихода, на пособия сельских и городских обществ, приходских попечительств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального ассигнования или государственного. Материальный вопрос очень сильно сказывался на деятельности школ. Зачастую церковные школы находились куда более в бедственном положении, чем земские и министерские. Подчас ютились в церковных караулках, не предназначенных для этих целей. Не хватало учебников. Порой даже лица духовного звания старались лучше идти преподавать в светские школы, чем церковные, т.к. зарплата там была еще ниже, чем в земских и министерских училищах. Все это и приводило зачастую к закрытию или передаче церковной школы министерству народного просвещения.

   На мой взгляд, очень большое влияние при открытии, да и вообще в жизни церковной школы оказало именно местное духовенство. Но духовенство деятельное, неравнодушное, стремящееся развивать церковную школу и прилагавшее все силы для этого. В Ольховатском районе на этом поприще добились серьезных результатов священник А. Кременецкий из Марченковки, архиепископ Д. Самбикин и его отец Иоанн в Караяшнике, священник А. Адамов из Ольховатки.

   Церковные школы учреждались мужские и женские, а начальные могли быть и с совместным обучением. Предназначались они для лиц православного исповедания. Преподавать в них могли только лица православного вероисповедания. Заведовал ими, как правило, священник, а светские учителя должны были получить разрешение на преподавание от уездного отделения епархиального училищного совета. Для руководства церковными школами учреждался епархиальный училищный совет. Председатель и члены совета избираются епархиальным архиереем. Епархиальному наблюдателю на местах подчинялись уездные отделения епархиального училищного совета. Высшее управление всеми церковно-приходскими школами осуществлял святейший Синод.

   При церковных школах были попечители. Это были люди православного вероисповедования, известные своим благочестием. Как правило, эти лица либо содействовали учреждению школы, либо жертвовали средства на ее содержание или оказывали какую-либо иную материальную помощь. Попечители особо утверждались в этом звании епархиальным архиереем.

   Церковно-приходские школы открывались при церквах или монастырях с разрешения епархиального училищного совета. Срок обучения в них был сначала два, а в позднейшее время три года. В них принимали детей с восьми лет. Изучали в них закон Божий, церковнославянскую грамоту, русский язык, письмо, начальную арифметику, кроме того церковное пение и рукоделие. Но два последних предмета не всегда входили в школьную программу из-за отсутствия преподавателей. Обучение проходило по учебникам и пособиям, одобренным святейшим Синодом.

   Чему учили в церковных школах можно увидеть в “Программе учебных предметов для одноклассной церковно-приходской школы”.(68)

   Закон Божий. Первый год обучения. Вначале предварительная беседа о Боге, как Творце и Промыслителе мира. Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей. Наказание за грех и обетование Спасителя. Далее ознакомительное изучение церковной истории от рождения Девы Марии до успения Ее. Помимо того дети учили самые распространенные молитвы: “Царю небесный” (она же перед началом учения), “Святый Боже”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш”, “Достойно есть” (ее читали и после учения). Вместе с этим детишкам объясняли молитвенные действия: крестное знамение, поклоны и коленопреклонения. Объясняли им как входить в храм, как вести себя в нем.

   На втором году обучения изучали священную историю Ветхого и Нового заветов. Изучали некоторые молитвы и тропари, символ веры и десять заповедей. В третий год проходили краткий катехизис. Устройство храма, богослужения и их значение.

   Церковнославянский язык. Первый год. Изучение букв церковнославянской азбуки (по “Церковнославянской азбуке”. Н. Ильминского). Второй год. Чтение по книге Ильминского “Обучение церковнославянской грамоте”. Чтение по Часослову. Год третий. К книгам Ильминского и Часослову добавляется и Псалтырь. Идет практическое ознакомление с церковным месяцесловом.

   Русский язык. Первый год. Обучение чтению и правописание. Второй год. Правильное и выразительное чтение, пересказ прочитанного. Правописание (употребление знаков препинания, списывание с книги, диктанты). Третий год. Чтение (усовершенствование в чтении, чтение различных статей с пересказом, чтение рукописного, заучивание стихотворений и басен). Изучение частей речи, правописание. Диктанты, изложения и сочинения. Составление писем.

   Чистописание. Первый год. Обучение письму. Изучение строчных букв и цифр по сетке. Второй год. Письмо букв, отдельных слов и предложений. Славянское письмо полууставом. Третий год. Упражнения в письме по двум линейкам еще более мелким почерком. Славянское письмо полууставом.

   Арифметика. Первый год. Счет в пределах 20-ти, четыре действия. Изучение мер. Счет в пределах сотни круглыми десятками. Простейшие задачи. Второй год. Изучение чисел до ста. Упражнения над дробями. Изучение 1000. Умножение и деление. Третий год. Нумерация до биллиона. Квадратные и кубические меры. Упражнения над дробями. Задачи и примеры.

   Одно из первых упоминаний о церковно-приходской школе в Юрасовке относится к 1898г. В этом году 21 сентября Воронежский епархиальный училищный совет утвердил в звании попечительницы церковной школы Юрасовки жену почетного гражданина Наталью Дмитриевну Косенкову.(69) По всей видимости, семейство Косенковых проживало в г. Острогожске. А с Юрасовкой их связывало то, что здесь находились принадлежавшие им земли.

   Скорее всего, церковно-приходская школа была открыта при священнике Николае Вележеве и располагалась не далеко от церкви. В 1901г. инспектор народных училищ Дарский сообщал в своем донесении директору народных училищ Воронежской губернии, что законоучитель Юрасовского училища имени Костомарова “очень неисправно” посещает училище.(70) Вероятно, также дело обстояло и с церковной школой. Вполне возможно, что это было следствием житейских обстоятельств батюшки, а не по его небрежению и безответственности. Например, в 1902г. у Вележева произошел пожар. В то время пожары случались довольно часто в сельской местности. Учитывая из чего строились в большинстве своем крестьянские дома – дерево, солома, камыш – огонь быстро мог перекинуться из одного подворья в другое и уничтожить их. Так, пожар 23 января 1873г. уничтожил в Юрасовке по меньшей мере дворы четырех домохозяев.(71) А судя по сумме, выданной Н. Вележеву по случаю пожара – 148 руб. 74 коп. – он серьезно пострадал (страховые суммы крестьянских домов равнялись 40-60 руб.).(72) Хоть это и случилось в 1902г., но неизвестно что было в 1901г. и предыдущих. Возможно, последствия пожара и повлияли на его перевод из Юрасовки в другое место.

   Расцвет церковно-приходской школы в слободе связан с Александром Воробьевским. В ряде отчетов о состоянии церковно-приходских школ Воронежской епархии он упоминается как зарекомендовавший себя “усердным отношением к делу”(73) или “усердным отношением к церковным школам”.(74) Епархиальное начальство  наградило его набедренником и скуфьей. В 1904г. в Юрасовском училище (а скорее всего и в церковно-приходской школе) проводились специальные часы, на которых изучалась элементарная теория музыки и был организован церковный хор.(75)

   В 1905-06 учебном году в церковно-приходской школе Юрасовки устраивали горячие завтраки для детей.(76) Устраивались они на средства заведующих, попечителей и земств. А вызвано это было неурожаем. В 1905г. в слободе числилась одна министерская и две церковно-приходские школы, в которых обучалось 40 мальчиков и 44 девочки.(77) В 1909г. была одна министерская и уже одна церковно-приходская школы.

   Еще в конце 19в. Епархиальный училищный совет отмечал. “В 1894г. исполнилось десятилетие возникновения церковно-приходской школы в Воронежской епархии и в это десятилетие просвещение народа в духе религиозно-церковном, без преувеличения можно сказать, подвинулось быстро и широко и проникло в самые глухие и отдаленные уголки. Число школ увеличилось, и вместе увеличилось и число грамотных и примеры благотворного влияния церковной школы на местное население очень не редки. Но и теперь во многих местах тысячи детей школьного возраста, не находя доступа в школы за малым количеством и теснотою последних, вырастают в невежестве. Народ жаждет образования; при ближайшем знакомстве с крестьянским бытом, теперь нельзя не заметить, что крестьянские дети желают учиться, и что ничем родители не могут так напугать их теперь как угрозой: “не пущу в школу”. Для утоления сей жажды, как можно более должно быть открыто народных школ – с строгим соответствием наличному числу детей школьного возраста. Особенно желательным представляется открытие женских школ во всех селах и деревнях, даже и в тех, в которых уже имеются земские начальные народные училища. Обучение девочек должно служить основою народного образования. Грамотная мать с отличным успехом может воспитывать детей своих в духе православной Церкви, сама обучая их и молитвам и чтению. Земские школы девочек обучают очень немногих”.(78)

   А деревня чрезвычайно нуждалась в школах. Костомаровскую школу редко когда посещало 90 или более учеников. А число детей, нуждающихся в обучении, было велико. Только представить, в 1912г. в Юрасовке родилось 129 детей, в 1913г. – 135, а в 1914г. – уже 137.(79) И, конечно, значительную помощь в вопросе образования крестьянских ребятишек оказывала и церковно-приходская школа.

   В 1917г. церковные школы были переданы в подчинение министерства народного просвещения.

 

<<< Назад    Далее >>>

Категория: История храма в Юрасовке | Добавил: Sultan107
Просмотров: 24 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]