«Историческое наследие великого земляка - Николая Ивановича Костомарова.»
19.03.2024, 17:01

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юрасовская основная общеобразовательная школа

 

Тема:

«Историческое наследие великого земляка -

Николая Ивановича Костомарова.»

 

Выполнила:  Деркачева Дарья Леонидовна

                                                     ученица 9 класса МКОУ Юрасовская ООШ

                                                        Руководитель: Шаренко Светлана Ивановна

                                                учитель немецкого языка МКОУ Юрасовская ООШ

                                         

сл. Юрасовка – 2017 год

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….. 3 

Глава I. Историческое наследие  Н. И. Костомарова. …………………………….4

1.1. Историческое творчество Н. И. Костомарова…. ……………………………..4

1.2. Вклад Н. И.  Костомарова в развитие исторической науки Российского государства ……………………………………………………….…………...…….7

Заключение. ………………………………………………………………………….9

Литература. ……………………………………………………...…………………10

Приложение 1……………………………………………………………………… 11

 

                              

Введение

       Общественно-просветительская и преподавательская деятельность Н.И. Костомарова, его научные труды, историческая концепция, взгляды на исторический процесс, на развитие русской государственности – привлекали и продолжают привлекать внимание не только  историков, но и простых читателей. 

В свете, происходящих событий в Украине, вопрос изучения научного наследия, исторических взглядов выдающегося русско-украинского историка, представляется особенно актуальным и, не только научно, но и политически значимым. Его исторические труды не утратили своей актуальности, научной значимости и ценности. 

В 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения моего земляка, учёного-историка, этнографа, писателя, педагога и публициста  Н. И. Костомарова (рис.1).  Это и обусловило выбор темы «Историческое наследие великого земляка - Николая Ивановича Костомарова».

       Целью исследования является ознакомление с историческим наследием великого земляка – Н.И. Костомарова.   

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - изучение литературы по данной теме; - привлечение внимания  к  деятельности и творчеству историка и писателя, общественного деятеля 19 века Н. И. Костомарова; - изучение  его вклада в развитие исторической науки Российского государства.

       Источниками являются «Автобиография» Н.И. Костомарова и его работы. Жизни и творчеству историка посвящена монография Татьяны Чалой «Славянский мир Н. И. Костомарова» (2007). В Украине ведущим специалистом в области «костомарововедения» является Ю.А. Пинчук.  По его инициативе составлялась и разрабатывалась «Энциклопедия жизни и творчества Н.И. Костомарова (1817-1885)», изданная на русском языке в 2001 г.

 

Глава I. Историческое наследие  Н.  И.  Костомарова.

    1. Историческое творчество Н. И.  Костомарова.

       Н. И.  Костомаров родился 5(17)  мая 1817 г. в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии (рис.2). Внебрачный сын помещика и крепостной крестьянки-украинки (рис.3). Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Харьковского университета (1833— 1836 гг.) Интерес к истории у будущего историка зародился ещѐ в детские годы, благодаря той атмосфере, которая царила в семье. Отец Николая Ивановича воспитывал его в духе учения Жана Жака Руссо.

Историю Костомаров считал не только наукой, но и искусством, способствующим умственному и нравственному развитию, воспитывающим личность, формирующим гражданскую позицию. «В истории, как в жизни, – замечает Костомаров, – раз сделанный промах влечет за собой ряд других, и испорченное в несколько месяцев и годов исправляется веками».[1] Потому своей задачей ученый ставил не скупое изложение найденных в архивах сведений, но воссоздание яркого, образного, «живого прошлого», доступного и понятного каждому читателю.    

      Одним из таких его произведений является «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», которая представляет собой классический труд выдающегося русского историка, одного из основоположников русской исторической мысли.  Н. И. Костомаров создал незабываемую галерею главнейших деятелей государства российского, здесь представлены все известные нам личности: и народные любимцы, и деспоты; и цари, и бунтовщики; и полководцы, и патриархи. Начинается повествование с князя Владимира Святого из рода Рюриковичей и заканчивается царствованием императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, из династии Романовых. Книга подробно описывает развитие Руси и превращение ее в Российскую великую империю, дворцовые интриги и перевороты, восшествия на престолы законных наследников.  В каждом разделе, который посвящен тому или иному царедворцу, всегда отображена обширная информация на тему развития политического и экономического строя страны, многое посвящено церковной власти в России и её преобразованиям. Историк  не обходит вниманием вопросы законодательства, государственного устройства, и даже делает интересные исторические отступления о событиях житейских. Также наглядно демонстрируется то, что даже один человек, может изменить ход истории, если он Личность. Не зря современники Костомарова говорили, что его работы  читали даже те, «кто на своем веку не развернул ни одной книги по истории»[2].

      В своих научных исследованиях Н. И. Костомаров широко использовал устные источники (песенный фольклор, предания, сказания и т.п.) и этнографический материал, но при этом нередко пренебрегал критическим анализом используемого источника, ставя художественность и образность изложения выше критики источника.

      Изучение отечественной истории и создание трудов всегда оставалось главным делом в жизни Костомарова. В своей научно-исследовательской деятельности он использовал материалы 65-ти архивов и библиотек, в двадцати из которых работал лично. Творческое наследие ученого огромно и разнообразно. Основную его часть составляют исторические монографии и исследования, также в него входят литературные произведения (поэзия, проза, драма), критические, полемические и публицистические статьи, переводы, записи народных песен, этнографические очерки, мемуары.

       Николай Иванович Костомаров негативно оценивал крестьянские движения. И это он показал в своей фундаментальной работе «Бунт Стеньки Разина». Работа получила широкую известность не только в России, но и за рубежом; еѐ законспектировал Карл Маркс, давший ей высокую оценку.

     Много внимания Н. И. Костомаров уделял и украинской истории, особенно XVII века. Будучи членом Археографической комиссии, он издал 12 томов актов по истории Украины и написал ряд отдельных монографий, которые должны были позднее составить «Историю Украины».  Событиям украинской истории посвящена специальная монография «Богдан Хмельницкий». Он утверждал, что украинский народ боролся против Польши за свою национальную и религиозную самобытность, но не раскрыл социального содержания этой борьбы. Костомаров не избежал двойственности в оценке воссоединения Украины с Россией. Однако, на мой взгляд это не даѐт веских оснований считать Костомарова только украинским историком. Все же большинство его работ посвящено русской истории.

 

    1. Вклад  Н. И.  Костомарова в развитие исторической науки Российского государства.

        Роль Н. Костомарова в развитии украинской и русской историографии огромна. Он был первым ученым Восточной Европы, радикально изменившим подход к работе историка, поставив во главу угла не описание событий и личностей, а историю народа в его социокультурной целостности и единстве разнообразнейших сфер жизни.
      «Истинная любовь историка к своему Отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде»[3], — повторял Николай Иванович. Этому принципу он следовал всю свою жизнь.  

      Главной идеей историка  была «идея народности» он считал, что народ - главное действующее лицо в истории, главный двигатель исторических процессов. История есть прежде всего история народа, а не государства.  Государство Костомаров рассматривал как организующую силу, обеспечивающую исторический прогресс.

      Согласно концепции Костомарова, главными движущими силами, повлиявшими на формирование Московской Руси, были два начала - самодержавное и удельно-вечевое. Их борьба завершилась в XVII в. победой великодержавного начала.  

      Николай Иванович  говорил о существовании самобытной малороссийской народности, высказывал надежду на создание в будущем славянского союза, где видел Южную Русь, как «отдельное, гражданское целое», имеющую законную возможность развития своего языка и культуры[4].  В области межэтнических отношений Костомаров выступал за равноправие всех народностей и рас, за признание национального самоопределения за всеми национальностями, за свободное и независимое развитие всех славянских народов. Эти вопросы и сегодня являются болевыми (актуальными) для нас. 

           Исторические концепции Н.И. Костомарова на протяжении вот уже более полутора столетий вызывают непрекращающиеся споры. В работах исследователей он предстает как крестьянский, дворянский, дворянско-буржуазный, буржуазный, либерально-буржуазный, буржуазно-националистический, революционно-демократический историк. Помимо этого, как демократ, социалист и даже коммунист, панславист, украинофил, федералист; историк народной жизни, народного духа, историк-народник, историк-правдолюбец. А так же, историк-романтик, историк-лирик, историк-художник, историк-беллетрист, историк-артист, философ и социолог. Наконец - историк, слабый как диалектик, но очень серьезный историк-аналитик.[5]

 

Заключение.

 

          Итак, результатом моего исследования является выполнение поставленных перед собой целей и задач, а именно изучение деятельности и творчества Н.И.Костомарова, его вклада в развитие исторической науки Российского государства.

      Работы нашего великого земляка – Николая Ивановича  Костомарова получили известность и признание не только в России и Украине, но также в странах Западной Европы, в США, Канаде: 150-летие со дня рождения Костомарова по решению ЮНЕСКО широко отмечалось во всем мире.

      Научные труды Н. И. Костомарова по отечественной истории получили высокие оценки современников, как специалистов-историков, так и широкой читательской аудитории. Они стали весомым вкладом в развитие российской исторической мысли и не потеряли своей научной ценности и в наши дни.

    Настоящее возможно через познание прошедшего и предвидение будущего. Мы не должны терять историческую память, не должны забывать о той работе, которая была проделана нашими предшественниками.

 

Источники и литература.

  1. Костомаров Н.И. Автобиография. Бунт Стеньки Разина / Н.И. Костомаров. Киев: Наукова думка, 1992. - 512 с.
  2. Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей/ Н.И. Костомаров. М: Эксмо, 2014. – 1024 с.
  3. Пинчук Ю. А. Исторические взгляды Н. И. Костомарова. Критический очерк [Текст] / Ю. А. Пинчук. – Киев: Наукова думка, 1984. – 190 с.
  4.   Чалая Т.П. Славянский мир Н.И.Костомарова./ Т.П.Чалая. Воронеж: «Воронежская областная типография – издательство им. Е.А.Болховитинова», 2007.- 208 с.

 

Иллюстрированные материалы

рис.1  Н.И.Костомаров

 

Рис.2  сл.Юрасовка

 

Рис.3  Татьяна Петровна Костомарова

 

 

 

[1] Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей/ Н.И. Костомаров. М: Эксмо, 2014. –  с.449

 

[2] Чалая Т.П. Славянский мир Н.И.Костомарова./ Т.П.Чалая. Воронеж: «Воронежская областная типография – издательство им. Е.А.Болховитинова», 2007,  с.124

[3] Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография. Киев: изд-во Киевского университета, 1989, с. 591

[4] Чалая Т.П. Славянский мир Н.И.Костомарова./ Т.П.Чалая. Воронеж: «Воронежская областная типография – издательство им. Е.А.Болховитинова», 2007,  с.113

 

[5] Пинчук Ю. А. Исторические взгляды Н. И. Костомарова. Критический очерк [Текст] / Ю. А. Пинчук. – Киев: Наукова думка, 1984. – 190 с.

Категория: Н.И.Костомаров | Добавил: Sultan107
Просмотров: 56 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]