История школы
05.01.2020, 21:19

 

История открытия школы

      В 1863 г. была открыта школа в Юрасовке. Имя того, кто стоял у ее истоков, не сохранилось.

      В 1865 г. в училище значилось 37 учащихся. В 1866 г. школа закрывается из-за отсутствия средств на ее содержание. В период закрытия школ обучением детей в слободе занималось приходское духовенство.

      Делом народного образования заинтересовался местный помещик В.К.Чулков. В 1873 г. на его средства и в его доме вновь была открыта школа. В 1874 г. школа была переведена в крестьянский дом, заняв в нем  две комнаты. Чулков обязался содержать училище и ремонтировать  за свои средства. Но крестьянский дом не соответствовал задачам и требованиям школы. Чулков пообещал сельскому обществу выделить бесплатно лес для строительства школы с условием, чтобы расходы по постройке школьного здания общество взяло на себя. Крестьяне отказались. Помещик предложил им другой вариант. Он обязался отдать на трехлетний срок 20 десятин своей земли и семена для посева, а крестьяне должны были сами произвести распашку и на деньги от урожая построить здание. Но юрасовцы и от этого предложения отказались. Тогда помещик перестал заботиться о школе, и в 1878 г. ее вновь закрыли. В 1880 г. уже сельское общество обратилось к Чулкову с просьбой способствовать открытию школ. Сначала она была помещена в церковной караулке, а затем переведена в отстроенный на средства Чулкова дом.                                                 

      В 1887 г. здание юрасовской школы состояло из передней, кухни и двух классных комнат, отделённых друг от друга аркой. Размеры классных комнат были таковы: длина -10 м., ширина -5 м., высота потолков - 2,2 м. В здании было 12 окон размером 1,1 м. на 0,62 м. Отапливалась школа двумя печами: одна изразцовая, другая - простая.

      За весь период существования одноклассной школы в Юрасовке в разное время финансирование ее складывалось из нескольких источников: уездное земство, попечители, сельское общество, министерство народного просвещения, проценты с завещанного Н.И.Костомаровым капитала.

      Значительную помощь школе оказывали попечители. Долгое время попечителем училища был В.К.Чулков. Им была учреждена школьная библиотека. В начале XX в. почётным блюстителем юрасовского одноклассного, имени Костомарова, училища являлся Бабенышев. В 1909 г. на должность почётного блюстителя утвердили члена Острогожской уездной земской управы барона Н.Н. Притвица.

      Попечители училища покрывали частично финансовые нужды по содержанию школы. В меру своих возможностей они оказывали дополнительную материальную поддержку, как самой школе, так и её учителям и решали некоторые другие насущные хозяйственные вопросы.

      Сельские одноклассные и двухклассные училища министерства народного просвещения являлись наиболее распространённым типом начальной школы. При открытии таких школ местное земство, сельские общества или другие учредители должны были обеспечить училище участком земли не менее одной десятины, сторожем, квартирой для учителя, средствами на учебные пособия и принадлежности. Училища открывались и содержались исключительно на местные средства, но в учебном отношении подчинялись министерству народного просвещения в лице дирекции и инспекторов народных училищ губернии.

      С 1893 г. юрасовская школа из разряда земских переходит в разряд министерских.  

      С конца XIX в. практически единственным источником по содержанию школы являлся капитал, завещанный училищу Н.И. Костомаровым. В своём завещании он подробно описывает, как нужно распорядиться имуществом в случае своей кончины: сколько денег должно идти на содержание народного училища, на выплату жалованья учителям, на постройку здания. Также Костомаров описывает, что в здании должно быть три отделения: одно для классной комнаты, другое для хранения библиотеки, а третье для жительства учителя. Николай Иванович указывает, какие предметы должны обязательно преподаваться и чем должно дополняться дальнейшее развитие юношества сл. Юрасовки и высказывает пожелание – назвать это училище именем его матери Татьяны Петровны Костомаровой – уроженки  Юрасовки.

     Пожертвованный Н.И.Костомаровым капитал был равен 8920 руб., однако к 1890 г. это было уже 19900 руб. процентными бумагами и наличными деньгами 1350 руб. 68 коп., всего на сумму 21250 р. 68 коп.

      В 1894 г. было построено новое здание школы на средства Костомарова. Было затрачено на строительство 4730 руб. 45 коп.

 Оставшаяся от строительства сумма по-прежнему приносила доход в процентах, который ежегодно расходовался на содержание школы и покрывал более 80% расходов. Сумма неприкосновенного капитала Костомарова в последующие годы почти всегда была равна 18705 руб.

      Министерство народного просвещения зачастую пользовалось таким положением дел и не выделяло денег на нужды школы, прикрываясь тем, что есть Костомаровский капитал, который и должен покрывать все издержки. Но даже этой суммы зачастую не хватало на покрытие ежегодных расходов школы, на учебные пособия, пополнение библиотеки и ремонт – в чём наиболее остро нуждалась школа. Вопрос об этом неоднократно поднимался в переписке между губернскими и уездными чиновниками министерства народного просвещения.

Обучение в юрасовской школе.

      Юрасовская школа относилась к числу одноклассных училищ. Учащиеся были разделены на три отделения: старшее, среднее и младшее. Возраст учеников колебался от 7 до 17 лет. Ученики делились не по возрастному признаку, а по уровню подготовки и занятиям. В младшем отделении, где только начинали постигать азы грамоты, на одной скамье сидели и семилетние дети и те, кому было уже за 12-14 лет.

      Во всех земских училищах были приняты учебники гражданской печати, и обучение производилось в соответствии с существовавшими в то время приёмами. В начале XX в. острогожское земство снабжало каждое училище учебниками, наглядными пособиями, классными принадлежностями и мебелью для квартиры учителя. Кроме того, в классной комнате должны быть: икона престольного праздника данного селения, лампада, портрет императора и императрицы. Из мебели и посуды – ученические и учительский столы, классная доска, стулья, кадка с краном для воды, таз под кран, кружки, вёдра, навесная лампа, часы, шкаф для школьной библиотеки, вешалки, термометр, отрывной календарь. Также школа снабжалась и подсобным инвентарём: лопаты, кочерга, совок, железный ящик для угля, корзина для мусора.

      Согласно ”Правилам для учащихся”, утверждённых Острогожским уездным училищным советом и очередным земским собранием сессии 1909 г., перед начальной народной школой ставились следующие задачи: дать учащимся религиозное и нравственное воспитание; развить в них любовь к родине; способствовать их умственному развитию; снабдить необходимейшими общими знаниями и содействовать их физическому развитию.

      Основных предметов было пять: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Законоучитель назначался из местных приходских священников. В сферу его деятельности входило преподавание Закона Божьего. Священник служил молебствие в училище, назначал время для говения учеников во время Великого поста, определял специальное место в храме для учащихся во время богослужения. В воскресные и праздничные дни, перед богослужением, законоучитель объяснял детям значение праздника и читал Евангелие. Также он должен был приучать учеников к чтению и пению в храме. Остальным предметам обучал учитель. Иногда учителя стремились расширить учебный курс, давая учащимся в процессе объяснительного чтения элементарные сведения по истории, географии, природоведению.

       Расписание уроков висело в каждой классной комнате. Ежедневно в начальных училищах было по пять уроков. В младшем отделении занятия прекращались на час раньше, чем в остальных. Уроки обычно начинались в 8 часов, а в зимнее время не позже 9 часов утра. Уроки продолжались от 45 и не более 55 минут. Примерное количество часов занятий в неделю было такое: Закон Божий - 6 часов, церковнославянская грамота - 3 часа, русский язык - 8 часов, чистописание - 2 часа, арифметика - 5 часов.

       Перед началом каждого урока читалась общая молитва. Девочки и мальчики сидели раздельно. На перемене дети пользовались полной свободой под присмотром учителя. А в хорошую погоду гуляли во дворе. После третьего урока был завтрак.

      Обычно перед изучением русского языка в течение двух-трёх недель проходили устные предварительные занятия, состоящие в разборе фраз и слов и в слиянии звуков. А также письменные упражнения, заключающиеся в рисовании по клеточкам и написании элементов и букв. Обычно к концу первого полугодия дети уже разбирали лёгкий текст по азбуке и упражнялись в чистописании. В среднем отделении продолжалось обучение чтению и дети уже умели бегло и толково читать и пересказывать прочитанное. В тесной связи с русским языком проходило обучение церковно-славянскому языку.

      На уроках арифметики изучали прямой и обратный счёт, решали задачи. Обучение проходило в основном наглядным путём при помощи арифметического ящика или на палочках, связываемых в пучки по десяткам и сотням.

      Когда в школе был один учитель, ему приходилось заниматься сразу с несколькими отделениями: младшим, средним и старшим. В то время, когда учитель обучал одно отделение, остальным он давал самостоятельную работу.

      Практика домашних заданий имела ограниченный характер из-за условий крестьянской домашней обстановки. Ребята после занятий помогали взрослым по хозяйству. Поэтому в младшем отделении домашние задания имели добровольный характер. Обязательными задания были для учеников старших отделений. Дети собирались по несколько человек и выполняли домашнее задание в классе.

     Учитель на уроках должен был заботиться, чтобы дети не оставались праздными, а были заняты учебным делом. Большое внимание педагоги уделяли и внешкольной жизни ребят. В качестве воспитательных мер рассматривались наказания и поощрения учеников. Виды наказаний: предостережение, когда ученику только объясняется его неисправность; замечание и выговор наедине или в присутствии класса; стояние на ногах за партою или около учительского стола и лишение какого-либо удовольствия; оставление в классе после уроков. Лишение пищи и телесные наказания были запрещены. Награды для учеников были в виде похвалы, поощрения и подарка (книги, похвальные листы).

      В Юрасовке для обучения пению отводились особые уроки или часы во внеклассное время, преподавались элементарная теория пения и организован церковный хор. В воскресные и праздничные дни дети в сопровождении учителя посещали богослужения, принимали участие в  чтении на клиросе.

     Также ребята занимались на школьном огороде или в саду, где осваивали теоретические и практические навыки по садоводству и огородничеству. Школьный участок юрасовского училища занимал 120 кв. саженей (примерно 256 м²). В училище устраивались во время рождественских праздников ёлки для детей, где они пели и читали патриотические стихотворения. Кроме того, Воронежская комиссия народных чтений устраивала чтения детских произведений для учащихся сельских школ. За сезон 1899-1900 гг. комиссия провела в Юрасовке 12 чтений, которые посетило 2340 человек.

      В школах Острогожского уезда был принят трёхгодичный курс обучения для одноклассных училищ, с последующей выдачей свидетельства об окончании курса. Данное свидетельство предоставляло определённые льготы во время службы в армии. Обучение было бесплатным.  Учебный год продолжался с 1 сентября по 10 мая. Приём учеников проходил с 1 сентября по 1 октября. По «Правилам для учащихся» 1909 г., в начальные училища принимались дети обоего пола, всех вероисповеданий и сословий, достигшие восьмилетнего возраста.

      Из-за особенностей сельской местности, время начала и окончания занятий в Юрасовке было различным. Зависело это от сезонных сельскохозяйственных работ, т.к. ученики помогали родителям сеять и убирать урожай. В Юрасовской школе число пропущенных учениками учебных дней в 3 и 4 раза превосходило общее среднее количество их и достигало более 50% всех в году учебных дней. Пропуски занятий влияли на уровень знаний и потому немногие ученики могли сдать экзамены и получить свидетельство грамотности. Так, в 1884-85 уч. г. из 77 мальчиков и 8 девочек были на экзаменах 25 мальчиков и 7 девочек. В 1894 г. лишь 7 мальчиков и 1 девочка сдали экзамены и получили свидетельство грамотности. В 1903 г. из 70 учеников выбыло до окончания занятий 23 мальчика, а закончили школу со свидетельством – 12. В 1904 г. 7 мальчиков из 73 окончили школу. В 1915-16 учебном году всего 3 мальчика окончили школу.

       Перевод учеников из одного отделения в другое происходил в конце учебного  года и зависел от того, как учились и каких успехов добились дети. Этим занимались законоучитель и все преподаватели школы. Учителями составлялись специальные ведомости с отметками учеников для проведения экзаменов. Экзамены проходили с 15 апреля по 10 мая. Для этого создавалась специальная комиссия. Председателем её назначался представитель училищного совета из Острогожска, а в состав входили попечитель училища, законоучитель и преподаватели училища. Училищным советом для каждой школы назначался определённый день экзамена. К этому дню учителя готовят списки, ведомости и конспекты с указанием всего пройденного с учениками материала. Письменные экзамены проходили по русскому языку и арифметике: изложение и решение задачи. Устные экзамены по Закону Божьему, русскому языку, церковно-славянской грамоте и арифметике. Устные экзамены проводил учитель. Председатель и члены комиссии задавали ученикам вопросы, не выходящие за рамки представленного учителем конспекта. Ответы оценивались по пяти бальной шкале. Все баллы за устные и письменные экзамены вносились в экзаменационные списки.

       По данным за 1905 г. в слободе Юрасовке числилась министерская школа и две церковно-приходские, в которых обучалось 40 мальчиков и 44 девочки. Число жителей тогда же составляло 920 мужчин и 813 женщин. Количество дворов – 269.

      По некоторым сохранившимся данным можно привести число соотношения грамотного населения к неграмотному в сл. Юрасовке. Так, к 1885 г. из 1273 жителей грамотными были 160 чел. (из них только 3 женщины). Всего 12,6% грамотных.

       В конце XIX в. из 1634 юрасовцев (840 мужчин и 794 женщин) грамотных было 395 (385 мужчин и 37 женщин). В процентном отношении числа грамотных к общему числу населения – 24,2%.

 

 После Октябрьской революции 1917 г. в школе по-прежнему проходили занятия.

      В 1936 г. было открыто здание новой школы, в которой разместились 5-7 классы. Церковь и здание при ней («караулку») разрушили. Пережила школа и немецко-фашистскую оккупацию, но значительно пострадала. В здании школы до 1943 года размещался немецкий штаб. Все архивы были уничтожены. По подсчётам комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистких захватчиков, общий размер ущерба, причинённого юрасовской школе, составил 288000 руб. Несмотря на тяжёлые последствия войны, уже в 1943 г. школа вновь была открыта и в ней начались занятия.

      В 1957 г. к каменной школе пристроили деревянную пристройку из материалов разрушенной церкви. В этой школе разместились все классы, кроме второго и третьего (они занимались в отдельном здании маленькой школы).

      В 1983 г. закончилось строительство новой двухэтажной школы на средства колхоза «Красная Звезда». Обошлось оно в 304600р. Здесь разместились кабинеты по всем предметам, оснащённые техническими средствами, позволяющими усвоить изучаемый материал. И с этого момента костомаровская школа пришла в запустение.

 

Завещание Н.И.Костомарова (открыть/закрыть).

      “

 

 

 

 

 

Категория: История школы | Добавил: Sultan107
Просмотров: 1439 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]