Чему учили в Костомаровской школе

Чему учили в Костомаровской школе

   Педагог-историк рассказала, как более 120 лет назад дети изучали арифметику и церковнославянскую грамоту.

   В 2022 году в районе отметили 205-летний юбилей историка, энтографа, публициста и педагога Николая Костомарова. Одним из объектов культурного наследия, который сохранился до нынешних времен, является старинное здание школы в центре Юрасовки. Ее построили по завещанию и на средства Костомарова в конце XIX. Педагог Юрасовской общеобразовательной школы рассказала, как проходили занятия в Костомаровской школе, и как она изменилась за 129 лет.

   Школа на средства мецената

   Светлана Шаренко из Юрасовки работает учителем истории в местной школе и много лет увлекается краеведением. Вместе со старшеклассниками она реализовала педагогический исследовательский проект: провела работу по изучению культурного наследия родного края. Ребят заинтересовали факты из истории слободы, в том числе о судьбе знаменитого соотечественника Николая Костомарова и о Костомаровской школе.

   - Наш земляк Николай Костомаров никогда не забывал о своей малой родине, ведь детство будущего историка прошло в Юрасовке, - рассказала Светлана Ивановна. – На сбережения Николая Ивановича через десять лет после его кончины, в 1894 году в слободе построили школу. На строительство добротного кирпичного здания с крышей, крытой железом, потратили 4 тысячи 730 рублей 45 копеек, сумма по тем временам немалая.

   Светлана Шаренко рассказала старшеклассникам, как выглядела ученическая комната в Костомаровской школе.

   - Помещения старой школы, в которых занимались крестьянские дети более века назад, значительно отличались от современных, - пояснила Светлана Ивановна. – В классной комнате была икона престольного праздника этого селения, лампада, портрет императора и императрицы. В комнате стояли учительский и ученические столы и стулья, шкаф для школьной библиотеки и посуда: кадка с краном для воды, таз под кран, кружки, ведра. Писали на классной доске, на стене висели часы, термометр, отрывной календарь. Для освещения использовали навесную лампу.

   Старинное учебное заведение относилось к числу одноклассных училиц. В начале ХХ века Острогожское земство снабжало каждое училище, в том числе и Костомаровскую школу, учебниками, классными принадлежностями.

   Расписание уроков

   В старой школе, как и в нынешнее время, учились девочки и мальчики в возрасте от 7 до 17 лет. Учащихся разделили на три отделения: старшее, среднее и младшее. Обучение было бесплатное. В школу принимали детей всех вероисповеданий и сословий.

   - Основными предметами, которые изучали в Юрасовской школе имени Костомарова, были Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение, - пояснила Светлана Ивановна.

   - Законоучителя назначали из местных приходских священников. Он преподавал Закон Божий, служил молебствие в училище, назначал время для говения во время Великого поста. В воскресение и праздничные дни, перед богослужением, законоучитель объяснял детям значение праздника и читал Евангелие.

    Остальным учебным предметам обучал учитель. Расписание уроков висело в каждом классе.

   - Ежедневно проводили по пять уроков, - сказала Светлана Шаренко.

   - Занятия обычно начинались в восемь часов утра, а в зимнее время – не позже девяти часов, их длительность – от 45 до 55 минут. Шесть часов неделю учащиеся изучали Закон Божий, три часа в неделю – церковнославянскую грамоту. Занятиям по русскому языку уделяли восемь часов в неделю, чистописанию – два часа, арифметике – пять часов. Перед началом каждого урока читали общую молитву. На перемене дети пользовались полной свободой, за ними присматривал учитель. После третьего урока был завтрак. Когда в школе оставался один учитель, ему приходилось заниматься сразу с несколькими отделениями: младшим, средним и старшим.

   Задание на дом

   Домашние задания в старой школе практиковали, но они имели ограниченный характер, так как крестьянские дети после занятий помогали взрослым по хозяйству.

   - В младшем отделении домашние задания были добровольными, - сказала Светлана Шаренко. – Обязательными они становились только для учеников старших отделений. Детей собирали по несколько человек, они выполняли домашнее задание в классе. Также ребята занимались на школьном огороде или в саду, где осваивали теоретические и практические навыки по садоводству и огородничеству. Школьный участок занимал 120 кв. саженей ( примерно 256м2 ).

   Большое внимание, как и сейчас, педагоги уделяли внешкольной жизни учащихся.

   - Во время рождественских праздников в школе устраивали елки для детей, где они пели и читали патриотические стихотворения, - пояснила Светлана Ивановна. – кроме того, Воронежская комиссия народных чтений устраивала для учащихся сельских школ чтения детских произведений.

   Успеваемость

   Учебный год начинался с 1 сентября и продолжался до 10 мая. Время начала и окончания занятий в Юрасовке зависело от сезонных сельскохозяйственных работ, так как ученики помогали родителям с посевными работами и в уборке урожая.

   - Более 50% всех учебных дней в году юрасовские ученики пропускали, - отметила Светлана Шаренко. – Это влияло на уровень знаний: лишь немногие могли сдать экзамены и получить свидетельства о грамотности. По сохранившимся в школьном музее сведениям, в 1894 году из 77 учеников лишь 7 мальчиков и одна девочка сдали экзамены и получили свидетельства о грамотности. В 1903 году из 70 учеников выбыло до окончания занятий 23 мальчика, а окончили школу со свидетельством – 12. В 1904 году только семь мальчиков из 73 окончили школу. В 1915-1916 учебном году – всего три мальчика.

   Переводили учеников из одного отделения в другое в конце учебного года, и это зависело от того, как учились дети.

   - Для проведения экзаменов составляли специальные ведомости с отметками учеников, - разъяснила Светлана Ивановна. – Создавали специальную комиссию, ее председателем назначили представителя училищного совета из Острогожска. В состав комиссии входили попечитель училища, законоучитель и преподаватели. Письменные экзамены проходили по русскому языку и арифметике: изложение и решение задачи, устные – по Закону Божьему, русскому языку, церковнославянской грамоте и арифметике.

   В советское время

   После Октябрьской революции 1917 года в Костомаровской школе по-прежнему проходили занятия. Сохранилась сельская школа и в немецко-фашистскую оккупацию, хотя и получила значительные повреждения. В этом здании фашисты размещали свой штаб. Все архивы они уничтожили.

   - Не смотря на тяжелые последствия войны, в 1943 году в школе снова начали занятия. В 1957 году к каменному зданию школы сделали деревянную пристройку, - рассказала Светлана Ивановна. – Занятия с детьми в Юрасовской школе имени Костомарова проводили на протяжении 90 лет. Она перестала действовать только после того, как в 1983 году в Юрасовке на средства колхоза «Красная звезда» построили двухэтажную школу. В новом здании Юрасовской общеобразовательной  школы есть кабинеты для занятий по всем предметам, учебные классы оснастили оборудованием и техническими средствами, которые позволяют изучать учебный материал в соответствии с современными требованиями. А Костомаровская школа опустела. Несколько лет назад в ней провели капитальный ремонт: поштукатурили и покрасили стены, заменили крышу, вставили новые окна и двери.

   Что будет с памятником архитектуры, неизвестно, хотя ранее высказывались предложения открыть в нем историко-краеведческий музей.

   - Мне как учителю и историку хочется, чтобы этот памятник архитектуры сумели сохранить для будущих поколений, - подчеркнула Светлана Шаренко.

Татьяна Лойтаренко

Фото из личного архива Светланы Шаренко.

Категория: Статьи о сл.Юрасовке | Добавил: Sultan107 (11.03.2023)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]