ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНОВАНИЯ ЮБИЛЕЯ Н.И. КОСТОМАРОВА 2 часть
24.03.2024, 13:29

* пауза  

 √ (обыгрывание сцены известия об убийстве).

Наконец один из сельских крестьян, посланный для отыскания барина, воротился с известием: «Пан лежить неживий, а у ёго голова красна и кровь дзюрчить»!!!

√ (обыгрывание сцены места проишествия). ♫ (музыкальное сопровождение). ♫

С рассветом 15 июля моя мать отправилась со мною на место, и нам представилось ужасное зрелище: отец лежал в яру с головой обезображенной до того, что нельзя было прилепить человеческого образа. Приехала земская полиция, произвела расследование и составила акт, в котором значилось, что отец мой, несомненно, убит лошадьми. Отыскали даже на лице следы шипов от лошадиных подков.

О пропаже денег следствия почему-то не произвели. * пауза  

- Многое изменилось с тех пор в моей судьбе. Мать моя не жила уже в прежнем дворе, а поселилась в другом, находившемся в той же слободе. Меня отдали учиться в воронежский пансион, содержимый тамошними учителями гимназии, Фёдоровым и Поповым. Пансион, в котором на этот раз мне пришлось воспитываться, был одним из таких заведений, где более всего хлопочут показать на вид что-то необыкновенное, превосходное, а в сущности, мало дают надлежащего воспитания. Я понимал, что не научусь в этом пансионе тому, что для меня будет нужно для поступления в университет.

- Я пробыл в этом пансионе два с половиной года и, к счастью для себя, был из него изгнан за знакомство с винным погребом, куда, вместе с другими товарищами, я пробирался иногда по ночам за вином и ягодными водицами. Меня высекли и отвезли в деревню к матери, а матушка ещё раз высекла и долго сердилась на меня.

- По просьбе моей 1831 году матушка определила меня в воронежскую гимназию. Меня приняли в третий класс. Впрочем, принимая меня в гимназию, мне сделали большое снисхождение: я очень был слаб в математике, а в древних языках совсем несведущ. *(Между учениками было довольно лентяев, почти не ходивших в гимназию, а те, которые были поприлежнее, заранее приучены были смотреть на учение как на средства, полезные в жизни для добывания насущного хлеба. Об охоте к наукам можно было судить уже из того, что из окончивших курс в 1833 году один) Я поступил в университет в 1833 году (в том же году, а три моих товарища поступили в число студентов тогда, когда я уже был на втором курсе).

- Во время своего пребывания в гимназии *(в вакационные сроки) на каникулы я уезжал домой к матери; иногда за мною присылали своих лошадей и экипаж, летом бричку, а зимою – крытые сани; (иногда я следовал на почтовых. Обыкновенно, выезжая из Воронежа, я достигал Юрасовки на другой день; но если ехал на почтовых, то и ранее). Новый дом моей матери был о пяти покоях, крытый камышом, и стоял в оконечности слободы, на огромном дворе, где, кроме дома, амбаров, сараев и конюшен, были три хаты, а в глубине двора лежал фруктовый сад, десятинах на трёх, упиравшийся в конопляник, окаймлённый двумя рядами высоких верб, за которыми тянулось неизмеримое болото. Любимым препровождением времени во дни пребывания у матери была езда верхом.

♫ (музыкальное сопровождение). ♫

 Был у меня серый конь, купленный отцом на Кавказе, чрезвычайно быстрый и смирный, хотя и не без капризов. Я скакал на нём по своим и чужим полям.

* пауза √ (обыгрывание сцены охоты).  Кроме этой забавы, я иногда ходил стрелять, но, по своей близорукости, не отличался особенным искусством, при том же мне  жаль было истреблять невинных тварей. В летние каникулы мои охотничьи подвиги успешнее всего обращались на скворцов, которые густыми тучами садились на вишни и объедали ягоды. Здесь незачем было целиться: стоило пустить заряд дроби по вершинам вишен и подбирать убитых и подстреленных птичек кучами, отдавая их в кухню для приготовления на жаркое.

* пауза √

√ (обыгрывание сцены катания по воде).

♫ (музыкальное сопровождение). ♫ 

Кроме охоты и верховой езды меня увлекало плавание по воде. За неимением настоящего челна, я устроил себе корабль собственного изобретения: то были две связанные между собою доски, на которых ставились «ночвы». Я садился в эти «ночвы» с веслом и отправлялся гулять по камышам. Так как вблизи моего дома плеса не были велики и притом густые корни лататья преграждали путь моему импровизированному судну, то я перевёз его за семь вёрст в чужое имение, где река была шире и чище, ездил туда плавать и часто проводил там целые дни, нередко забывая и обедать.

* пауза √

В 1833 году, когда я ожидал уже окончания курса гимназии, случилось в моём доме неожиданное и крайне неприятное событие. Мать моя уехала ко мне в Воронеж на зимних святках.

* пауза √ (обыгрывание сцены кражи в доме Костомаровых).  

В это время на наш деревенский дом напали ночью разбойники, связали сторожа, покалечили нескольких дворовых людей, забивая им под ногти шилья, жгли свечкою, допрашивая, есть ли у барыни деньги, потом пошли в дом, поотбивали замки на комодах и шкафах и украли всё.

* пауза √

 Когда начали проводить следствие, оказалось, что виновником этого разбоя был помещик Валуйского уезда, отставной прапорщик Заварыкин, а в соумышлении с ним был один из наших крестьян-малоруссов, другой – из чужих в той же слободе. Все были сосланы в Сибирь.

В тот же год открылась и настоящая причина смерти отца моего. Кучер, Савелий Иванов, возивший его в лес, явился к священнику и потребовал, чтобы был созван звоном народ: он на могиле барина объявит всю правду о его смерти.

* пауза

Так было и сделано.

♫ (музыкальное сопровождение, фонограмма  колокольного звона).♫  Кучер всенародно, припадая к могиле, находившейся близ церкви, возопил: (обыгрывание сцены раскаивания) «Барин, Иван Петрович, прости меня! А вы, православные христиане, знайте, что его убили не лошади, а мы, злодеи, и взяли у него деньги, а ими суд подкупили»!!!

Началось следствие, потом суд. Кучер обличил двух лакеев, к делу был привлечён и повар, главнейший из убийц был уже в могиле. Убийцы были сосланы в Сибирь. Члены земской полиции были так же привлечены к ответственности и приняли достойное наказание; но виновный из них, заседатель, во избежание грозящей судьбы, отравился.

------------------------------------------------------------------------------

Часть II.

3-й ведущий (чтец)

Несмотря на то, что Николаю Костомарову было 16 лет, он окончил гимназию и уехал в Харьков поступать в тамошний университет. Начинается новая пора в его жизни. Но, поступив в университет, юный Костомаров не порывает со своим родным краем и Юрасовкой. Особенно крепко запомнилось ему время, проведённое на родной земле зимой и летом 1834 года, когда он прожил в деревне более полугода.

«Никогда в жизни – вспоминал потом учёный – я до такой степени не сближался с сельскою природою, тем более, что со времени смерти отца, никогда не жил в деревне в весенние месяца и в начале лета».

Но талантливый юноша не только отдыхает на лоне природы; он усердно занимается своим образованием, изучает французский и итальянский языки, увлекается музыкой и даже пробует писать стихи. В стихах изображает в особом вкусе сельскую природу. Потом, увлекшись историей, оставил стихотворчество. Однако, поэзия на многие годы будет в центре его внимания. В 1839 году он издает сборник стихов «Украинские баллады», через год сборник «Ветка». Но это будет позже.

 

*Чтение учащимися стихов Н.И.Костомарова.

 

После окончания в 1837 году университета Костомаров уезжает домой в деревню и неожиданно для себя поступает в Кинбургский драгунский полк, который стоял в Острогожске. Но боец из него получился неважный. Глубоко штатский по характеру человек, он халатно относится к служебным обязанностям. Ватмистр постоянно жаловался начальству на его нерадение. Служебные дела его оказались ещё хуже, когда он узнал, что в уездном суде хранились дела и материалы со времён основания города и в частности документы об Острогожском казацком полке. Целые дни проводит Николай Костомаров за чтением старинных рукописей. В конце концов командир, которому надоели жалобы на нерадивого драгуна, предложил Костомарову оставить службу. Костомаров так же быстро и легко расстался с мундиром, как и надел его, и всецело отдался изучению бумаг. Он составил историческое описание Острогожского полка, приложил к нему документы и приготовил рукопись к печати. Однако этим планам не суждено было осуществиться.

Закончив работу в Острогожском архиве, Костомаров осенью 1837 года уезжает в Харьков. Продолжает заниматься историей, а так же изучением иностранных языков, на этот раз польского и чешского, издаёт в 1838 году историческую драму «Савва Чалый», в которой рисует национально-освободительную борьбу украинского народа под углом зрения национально-религиозных побуждений.

В 1844 году Костомаров защищает магистерскую диссертацию на тему «Об историческом значении русской народной поэзии» и получает место профессора в Киевском университете.

В 1847 году, уже будучи профессором Киевского университета, он вместе с другими членами тайного Кирилло-Мефодиевского общества, в которое входил и великий поэт Тарас Шевченко, был арестован, а все его бумаги, в том числе и исторический труд об Острогожском полке попали в руки полиции и там пропали.

Между этими двумя событиями в его жизни он вновь летом посещает родную Юрасовку, едет в Дивногорский монастырь. Настоятель монастыря рассказывает историю о местном чуде – явлении богородицы, а так же другие предания и легенды, связанные с монастырём и окрестными горами невиданной красоты.

Бывая дома у матери, Костомаров продолжал исьторические поиски. В соседнем с Юрасовкой селении Караяшнике Костомаров занимался раскопками и исследованиями курганов.

♫ (музыкальное сопровождение, фонограмма  колокольного звона).♫  Костомаров непременно посещал слободской храм – Георгиевский. Крестьянам запомнилось, что «паныч» всегда усердно молился Богу. Церкви он постоянно дарил «то Евангелие, то подсвечник». Землякам Костомаров остался в памяти не только религиозным, но и добрым, пытливым.

(обыгрывание сцены) Увидит мужика, босого или без свитки, спросит.

- А шо, у тэбэ и чёбит нэма?

- Нэма, панычу.

- На, возьмы грощи и купы.

(обыгрывание сцены)

Собирал односельчан в вечерний час, просил петь песни и записывал их.

 У храма Николай Иванович посещал могилу отца. * пауза ♫ (музыкальное сопровождение, фонограмма  колокольного звона).♫  (обыгрывание сцены)  

Братья матери, крепостные крестьяне, стараниями своей сестры Татьяны Петровны Костомаровой, получили «вольную», переселились в Новокалитвенскую волость своего же Острогожского уезда, приписались к обществу государственных крестьян. Дальность расстояния между Киевом и Юрасовкой вынуждают Костомарова продать имение. Быстро нашёлся покупатель, была составлена купчая и, попрощавшись с «углом» который считал своим уже много лет, он покидает родные места и уезжает в Киев. На этом обрываются его связи с нашими местами, с Юрасовкой. Но он всегда вспоминал её с любовью и благодарностью.

Во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, в Юрасовке на средства Н.И.Костомарова (он пожертвовал 4 тысячи рублей), по инициативе земства была открыта школа трудового направления, здание которой действовало до 1983 года.

В заключении следует указать на основные сочинения Костомарова, поставившие нашего земляка в один ряд с виднейшими историками и писателями. Кроме сборников стихов и трагедий. Костмаровым написаны на русском языке повести: «Сорок лет», «Сын», «Холоп», «Черниговка» и многие другие. Собрание сочинений Н.И.Костомарова, опубликованное в 1903-1906 годах, составило 21 том. Наиболее известный его исторический труд – «Русская история в жизнеописаниях».

Умер Н.И.Костомаров в воскресение 7(19) апреля 1885 года в своей петербургской квартире.

Похороны состоялись 11(23) апреля на Волковом кладбище, могила Н.И.Костомарова находится неподалёку от могилы М.Полевого.

 

Конец.

* При подготовке сценария юбилея использовался материал книги Ю.А. Пинчук «Н.И. Костомаров. Автобиография. Бунт Стеньки Разина». Киев. Наукова думка 1992. стр. 78 - 328.

 

<<< Назад

 

Категория: Н.И.Костомаров | Добавил: Sultan107
Просмотров: 10 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]