Костомаровская школа: путь в полтора века.

Костомаровская школа: путь в полтора века.

 

   Кто занимался образованием в слободе Юрасовка.

 

    В этом году в районе отмечали 200-летний юбилей со дня рождения знаменитого литературоведа и историка Николая Ивановича Костомарова, выходца из Юрасовки. За свою жизнь он написал немало научных трудов произведений, но для жителей Юрасовки он дорого еще и тем, что на протяжении длительного времени на его средства содержали школу в родной для писателя слободе. А в конце XIX - начале XX века школа в Юрасовке упоминается в документах, как школа имени Николая Ивановича Костомарова.

   На страницах рубрики «Поле Слободское» мы вспомним, какой путь прошла Юрасовская школа, кто учил юрасовских ребятишек на рубеже XIX-XX – веков, какие проблемы испытывали ученики при получении образования. Помощь в написании этого материала оказал начинающий Юрасовский краевед Антон Плохих. Он окончил Юрасовскую девятилетнюю школу, а после исторический факультет Воронежского ВУЗа. Информацию о своей родиной школе он разыскал в книгах и госархиве Воронежской области.

   Училище в Юрасовке.

   Первые попытки обучения грамоте крестьянских детей в Юрасовке были еще в середине XIX века. Жители обучали грамоте своих детей у духовенства, грамотных крестьян, отставных солдат, сельских писарей. Но всех детей, желающих получить образование, грамотные люди Юрасовки обучить не могли. Слободе была нужна школа.

   - Уже в 1863 году в Юрасовке открыли училище, - рассказал Антон Плохих. - Кто был инициатором открытия неизвестно. Через два года училище посещали 37 человек. Но в 1866 году школу закрыли из-за отсутствия средств на ее содержание. В это время обучением детей занималось приходское духовенство. Без школы Юрасовка была 7 лет.

   Делом народного образования заинтересовался местный помещик Владимир Константинович Чулков. На его средства и в его доме в 1873 году открыли школу. Помещение училища отдали в аренду частному лицу. Школа в доме заняла две комнаты. Чулков обязался ее содержать, что и выполнял в течение 3 лет.

   Почему не построили новую школу.

   Дом не соответствовал требованиям и задачам в школы. Видя это, помещик обратился к сельскому обществу за помощью в постройке нового здания.

   - Владимир Чулков предложил выделить бесплатно лес, а расходы по постройке общество должно было взять на себя, - рассказал юрасовский краевед. - Но крестьяне отказались. Тогда помещик предложил другой вариант. Он обязался отдать на трехлетний срок 20 десятин своей земли и семена для посева, а крестьяне должны были сами произвести распашку и на деньги от урожая построить здание. Но Юрасовцы и от этого предложения отказались. Тогда помещик перестал заботиться о школе, и в 1878 году ее вновь закрыли.

   Кто содержал учебное заведение.

   В 1880 году уже само сельское общество попросило помещика посодействовать в открытии школы. Вначале уроки проводились в церковной караулке, а затем Чулков перевёл её в отстроенный на свои средства дом.

   - В содержании школы участвовали сам попечитель Владимир Чулков, уездное земство и сельское общество, - отметил Антон Плохих. - Сюда включались зарплата учителей, учебные и письменные принадлежности, дрова для отопления. Для примера: от земства в 1878 году на расходы в школе поступило 160 рублей, в 1890 году 430 рублей, 1914-м - 322 рубля. Лишь 40 рублей из этих средств ушло на хозяйственные нужды, а остальное - на жалование служащим. Оказывало помощь и сельское общество. К примеру в конце 1890-х годов оно израсходовало 202 руб. 28 коп. на школу.

   Долгое время юрасовская школа существовала только за счёт средств, завещанных Николаем Ивановичем Костомаровым.

   - По архивным данным на счету школы находилось 18705 руб 25 коп., - отметил Антон. - Но школа получила определенный процент с этой суммы. К примеру, в 1908 году школа получила 748 рублей по завещанию Костомарова. Это была приличная сумма, но и её не хватало. Требовались субсидии от государства.

   Из-за чего пропускали уроки.

   В Юрасовской школе обучение начиналось с 15 сентября, а заканчивалось 3 апреля. Иногда сроки сдвигались. Так в 1915 году занятия начались 30 сентября, а закончились 3 апреля.

   - Число учащихся в разные годы было неодинаковым, - отметил Антон Плохих. - Среди учеников школы был высок процент второгодников. Так, в 1915 году 16 учеников были второгодниками, 33% выбыли во время учебного года и лишь три человека окончили школу. В середине восьмидесятых годов 19 века число пропусков уроков учениками было весьма значительным: пропустивших от 30 до 40 занятий - четыре ученика, 40-50 занятий - 6 учеников, 60-70 занятий - 6 учеников, 70-80 занятий - 9 учеников, 80-90 занятий - 8 учеников. Были даже такие, которые пропускали от 125 до 175 занятий. Главной причиной пропуска была тяжёлая жизнь и занятость крестьян в то время. Родители удерживали детей для домашних и полевых работ весной и осенью. Зимой некоторые дети не шли в школу из-за отсутствия теплой одежды и обуви.

   Какими были учителя.

   Крестьяне относились к учителям, как людям, стоявшим выше них по положению.

   - Учитель для крестьян того времени был человеком, который учит их детей грамоте, без никаких воспитательных обязанностей, - отметил Антон. - Если и были просьбы от крестьян, то лишь о большой строгости к их чадам. Некоторые просили даже детей «сечь за большие шалости».

   По желанию крестьян учитель должен был научить их детей «церковному, прочитать документ, расписку, письмо (чтение книг не было важным для крестьян) сосчитать деньги и записать это на бумагу, проверить, что написал сельский писарь…».

   - В отношении школы у крестьян были свои стереотипы, получение свидетельства об окончании школы являлась для них второстепенной задачей, - отметил краевед.

   Государственное финансирование.

   В начале 20 века в государстве разработали проект школьных сетей районов. После этого Юрасовской школе приписали детей из хуторов Верхний Ольховатский, Крюков, Голая пустошь. В 1909 году на Острогожском земском собрании постановили, что Юрасовская школа будет получать субсидии Министерства на общих основаниях.

   - С 1909 года школа стала существовать не только на деньги, завешенные Николаем Костомаровым, но и за государственный счёт, - отметил Антон Плохих. - Согласно закону, во всех школах, которые содержали за счёт земства, установили бесплатное обучение. Одним из результатов этого закона стало то, что в Юрасовке в 1909 году числилось уже две школы - Министерская и церковно-приходская. В них обучалось около 100 детей.

   По плану проекта и принятого закона все дети должны были получить образование и быть грамотными. Осуществления задуманного наметили на 1918 год, но в связи с началом первой мировой войны перед государством встали совсем другие вопросы и задачи.

   Юрасовская школа сегодня.

   В 2017 году в Юрасовской школе учатся 32 человека. В первый класс пошли четыре ученика. После того, как построили новую школу, здание старой опустело. При новой школе есть музей, в котором немало экспонатов конца XIX - начала XX века. Музеем руководит Сергей Величко.

   - Более 100 лет школа в Юрасовке была родным домом для многих поколений сельских ребят, -рассказал Сергей Величко. - Не хотелось бы, чтобы здание пустовало. Мы очень надеемся на то, что когда-нибудь переместим музей в здание бывшей Костомаровской школы.

   Пока в помещении бывшей школы хранятся старые парты, стулья и прочие школьные принадлежности. Сейчас в Юрасовской школе учеников почти столько же, сколько и в год ее открытия. Слобода живет и развивается, и жители надеются, что для школы наступят лучшие времена.

   Интересный факт

   В 1873 году Острогожское земское собрание пришло к выводу, что при пробуждающемся общем сочувствии народонаселения к школам, всякие принудительные меры по их открытию нежелательны и не всегда возможны, вследствие обременения населения платежами. Именно не посильными платежами объясняется нежелание и юрасовских крестьян открывать школу, чего так настойчиво добивался помещик Чулков. Содержание школы было бы дополнительным бременем для крестьян, и без того отягощенных налогами.

(Информация из госархива Воронежской области)

 

   Они учили юрасовских детей.

   Сведения об учителях крайне малочисленны и отрывистые. В конце 1890 года в школе числился один учитель и один законоучитель (как правило, из духовенства). Некоторые имена учителей неизвестны:

   Осипенко Алексей - служил учителем в Юрасовке и в Слободе Лосевой Павловского уезда. Обучался в Московской музыкальной школе. В 1911 году стал учителем пения и регентом церковного хора в Георгиевске (Тверская область).

   Падалка Василий - с 1895 года работал учителем в слободе Юрасовка, а с 1900 года в Бутурлиновке.

   По данным 1915 года законоучителями в Юрасовской школе значатся: Воробьёвский А. - о нем никаких данных нет.

   Куликова Серафима Андреевна - занималась педагогической деятельностью с 1904 года, а в Юрасовке с 1911 года. Окончила Воронежское епархиальное училище.

   Клейносова Анна Романовна - учительствовала в Юрасовской школе с 1915 года. Окончила Воронежское епархиальное училище.

   Все учителя в Юрасовской школе конца XIX - начала XX века были не случайными людьми в педагогике и имели соответствующее образование.

   Мнения.

   Татьяна Шаренко выпускница Юрасовской общеобразовательной школы. В девятом классе написала работу в областной олимпиаде по краеведению «Из Юрасовки в Петербург». Сейчас Татьяна учиться в Воронежском государственном университете на факультете журналистики.

   - Санкт-Петербург сыграл большую роль в судьбе моего земляка русского и украинского историка, этнографа, краеведа и писателя Николая Костомарова, - отметила Татьяна Шаренко. — Это период когда писатель находился в заточении (1847 — 1848 гг) и время, когда он был профессором и вел литературные занятия (1858 — 1885 гг). Жизнь в Петербурге сказалась на литературном творчестве учёного, который создал более 200 работ с 1861 по 1885 год.

   Николай Шаренко — Юрасовский краевед, который занимается сбором информации о родном крае. Все, что удаётся найти, он выкладывает на сайте «Родина моя — Юрасовка», который краевед сам и создал.

   — 1917 года в школе обучение было раздельным — девочки обучались отдельно от мальчиков, — рассказал Николай Шаренко. — Девочки учились в здании при церкви, называемом в народе «караулкой». Мальчики учились в здании школы, построенной на средства Николая Костомарова. Классы располагались так: первый и третий, второй и четвертый вместе. Учителями были Дмитрий Иванович и Клавдия Ивановна Никаноровы. Учебников почти не было.

   Об учебе в школе того времени сохранились воспоминания. Так, по рассказам О.Г.Гриздренко на обед в школе давали хлеб и сало, и именно поэтому у детей было желание ходить в школу. Сильно не хватало учебников. Один учебник был для 6 человек.

   Более 40 лет назад окончил Юрасовскую школу житель слободы Николай Герасименко.

   — Учеников в то время была гораздо больше, чем сейчас, — рассказал Николай Герасименко. — Из-за нехватки места к школе сделали пристройку. Когда встал вопрос о музее пристройку снесли. Теперь школа выглядит так же, как и в начале прошлого века.

Константин Задорожный.

 

 

 

 

Категория: 2017 год | Добавил: Sultan107 (30.01.2018)
Просмотров: 555 | Теги: ШКОЛА, Юрасовка, Костомаров, образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]